Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

0 2

Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

Оригинальная Life is Strange, вышедшая четыре года назад, стала хитом и прославила студию Dontnod Entertainment. Но, к несчастью, разработчики не очень поняли, что именно в ней так завлекло игроков. И, возможно, постоянные похвалы, которые сыпались на LiS за репрезентацию ЛГБТ-персонажей, подали им идею, что сиквел должен сделать ещё больший упор на социально значимые темы. В итоге вместо трогательной подростковой истории, на которую все надеялись, Dontnod выпустила прямое политическое высказывание — может, для кого-то и полезное, но настолько топорное, что его просто не получается воспринимать всерьёз.

Унылота

Содержание статьи:

Если вы никогда не видели Life is Strange, напомню, что это интерактивное кино — набор катсцен с небольшими вкраплениями геймплея и упором на решения, которые принимает игрок. И обе номерные части посвящены подросткам со сверхспособностями. В первой героиня умела отматывать время вспять, что позволяло игроку по нескольку раз менять свои поступки, чтобы добиться лучшего результата из возможных. Это идеально сочеталось с геймплеем, завязанным на решении непростых этических проблем. А вот протагонист Life is Strange 2 Шон бессилен, зато его младший брат Дэниел, которому ещё не исполнилось и десяти лет, владеет телекинезом — скучнейшим умением, ничего не дающим ни нарративу, ни геймплею. Поднимая и расшвыривая предметы, отношения с людьми не наладишь — а игра-то именно про это.

Братья остались без родителей и теперь прячутся от полиции, так что задача Шона (а играем мы именно за него) — в одиночку воспитывать Дэниела. Этому и посвящено большинство принимаемых игроком решений. Оцениваются они по двум основным критериям: порядочность и авторитет. Условно говоря, если сказать брату, что воровать — это плохо, а потом самому свистнуть что-нибудь из магазина, то он будет меньше вам доверять. И да, на словах это звучит логично и даже интересно. Но на деле, как бы идеально вы с ним себя ни вели, невыносимый спиногрыз всё равно не слушается — и вляпываться в неприятности (порой катастрофические) практически в каждом эпизоде.

Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

Проиграть в LiS 2 невозможно: она, само собой, крайне линейна, и развилки касаются в основном судеб второстепенных персонажей

И это одна из основных проблем второго сезона LiS: Дэниел настолько неблагодарный и неуправляемый ребёнок, что о нём совершенно не хочется заботиться. Мальчишка постоянно саботирует попытки Шона уберечь его от беды, а ещё упивается своей сверхсилой и нередко глумится над старшим братом с её помощью. Словом, Дэниэл — источник постоянного раздражения. В отличие от, например, Клементины из первого сезона The Walking Dead, также посвящённого воспитанию десятилетнего ребёнка в экстремальных условиях.

Не сильно лучше и сам главный герой: он наполовину состоит из заботы о брате, а наполовину — из нытья. Особенно противной вышла озвучка: даже простые реплики в спокойных ситуациях Шон выдавливает из себя таким голосом, будто готов расплакаться. А ещё он нередко ведёт себя максимально необдуманно, создавая пропасть ожиданиями нормального игрока и своими поступками. Это фрустрирует ещё больше: если мы и так не имеем власти ни над обстоятельствами, ни над безрассудным младшим братом, хочется контролировать хотя бы собственное поведение — но не тут-то было. Взять хоть случай из первого же эпизода: когда Шона обвиняют в воровстве, первое желание любого адекватного игрока — доказать, что подросток ничего не брал. Но LiS 2 не даёт нам даже шанса повести себя по-взрослому — Шон просто сразу начинает истерить.

Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

Всю игру братья пытаются добраться в Мексику — это тоже сомнительный план Шона. Резонный вопрос «А что я там буду делать? Я же даже не знаю испанского» Дэниел задаёт лишь за час до финальных титров

Первая Life is Strange подкупала уютной повседневностью, позволяющей глубже понять и прочувствовать героиню. Вторая же даёт нам самую малость взглянуть на то, какой была обычная жизнь Шона, и тут же бросает его в экстремальные условия. На протяжении всей игры братья находятся в бегах, и Шону, который пытается то выжить сам, то выручить непутёвого брата, совершенно некогда проявить себя в качестве живого человека, а не просто придатка к супер-мальчику.

Некогда даже наладить простые взаимоотношения. LiS была камерной историей, LiS 2 же — настоящая роуд-муви (и эта её структура становится очевидна ещё на втором эпизоде). Все встреченные персонажи проведут на экране максимум один эпизод. А раз так, то какая разница, что именно мы будем отвечать в диалогах и какие отношения у нас в итоге сложатся? Сам жанр этой истории перечёркивает значимость большей части принимаемых вами решений.

Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

Политота

И ладно бы Life is Strange 2 была просто скучным «кинцом» с иллюзией выбора. Увы, это только полбеды: перед нами ещё и донельзя конъюнктурная агитка, которая изо всех сил старается угодить своей леволиберальной аудитории. И хотя первая часть LiS буквально строилась на эмпатии и попытках понять точки зрения других людей, второй сезон рисует настолько чёрно-белые картины, что диву даёшься. Осторожно, дальше небольшие спойлеры!

Так, братья-герои — наполовину мексиканцы, вынужденные путешествовать по США, нарочито ксенофобной и расистской стране, избравшей президентом Трампа (ужас от этого события отражен в первом же эпизоде).

Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

По пути Шону и Дэниэлу встречаются:

  • злейший «примерный гражданин», недовольный тем, что «понаехавшие» мексиканцы оказались преступниками;
  • добрейший бородатый хипстер-блогер, готовый от чистого сердца для незнакомцев сделать что угодно;
  • добрейшие хиппи, не любящие капитализм, зато курящие травку и практикующие промискуитет;
  • злейшие реднеки, возмущённые тем, что Шон заехал на их частную собственность, и картинно унижающие его;
  • злейшие культисты-христиане, которые лицемерят, обманывают и едва ли не убивают детей;
  • добрейший гей, травмированный злейшими христианами;
  • добрейшие геи, жалующиеся на тяжёлую жизнь в США;
  • злейшие ополченцы, патрулирующие границу и ругающиеся на иммигрантов;
  • добрейшие мексиканцы-иммигранты, которые всего лишь хотят мира и спокойного будущего.
  • Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

    И последний босс — стена Трампа. Это сошло бы за пародию, будь у игры хоть капелька иронии

    Никто не спорит, что в США действительно в той или иной степени есть все перечисленные проблемы. Есть там (как и везде) и расизм, гомофобия, религиозная агрессия и прочие формы угнетения. А вот чего там точно нет, так это однозначного разделения на «плохих» и «хороших». Любому адекватному человеку очевидно, что по обе стороны любого политического конфликта стоят самые разные люди: и добрые, и злые, и эмпатичные, и равнодушные к чужим страданиям. Отдельно взятый реднек может оказаться более понимающим и гостеприимным, чем его оппонент-либерал, а отдельно взятый гей — большим расистом или сексистом, чем некоторые натуралы. Мир не делится на чёрное и белое.

    Но сценаристы Dontnod не терпят полутонов: в Life is Strange 2 всё выкручено на максимум. У них получились даже не обычные герои, а карикатурные образы, кричащие игроку в лицо: «ЛИБЕРАЛЫ ХОРОШО! КОНСЕРВАТОРЫ ПЛОХО! НЕ ПОНЯЛ? СЕЙЧАС ПОВТОРИМ». Неоднозначных персонажей на всю игру — человека два с половиной: мать братьев, их бабушка и совсем эпизодический отец Капитана Призрака. Остальные же либо ангелы, либо полные негодяи — и это попросту отталкивает.

    Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

    В пример создателям второго сезона Life is Strange хочется привести Gone Home: там героиня и в девушку влюбляется, и феминизмом увлекается, и патриархат осуждает. Но при этом игра ни разу не выносит ни одного оценочного суждения; не морализирует, а предоставляет игроку самому решать, как относиться к взглядам главной героини. Там нет однозначно плохих или хороших персонажей. Gone Home — история о живых людях, а не политическая агитация, а потому способна вызвать эмпатию даже у тех, кто бесконечно далёк от феминизма и проблем ЛГБТ. Последнему творению Dontnod это, увы, не удаётся совершенно.

    Life is Strange 2 попала в свою аудиторию: западная пресса пела ей дифирамбы уже после выхода первого эпизода. Любители драмы и максимально ярких эмоций тоже высоко оценили второй сезон. Но как игрок, который хочет видеть в подобных проектах правдоподобную историю с живыми персонажами и подходящим ей геймплеем, я остался крайне разочарован.

      Порадовало

    Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

  • приятный визуальный стиль;
  • обилие мелких деталей;
  • игра не слишком мешает просмотру кино.
  •   Огорчило

    Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

  • игрок тут практически не нужен;
  • почти все герои — либо картонки, либо просто неприятные личности;
  • на редкость топорный политический посыл.
  •   Как мы играли

    Во что: игра предоставлена издателем

    На чем: PS4

    Сколько: 15 часов

      Ачивка редакции

    Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

    «Жалость»

    Позволить Шону разок с кем-то переспать, чтобы в его жизни случилось хоть что-то хорошее.

      О локализации

    Субтитры очень толково переведены на русский. Озвучка только английская.

    Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

    Обзор Life is Strange 2. Топорная агитка

    Вердикт

    На редкость бестолковое интерактивное кино, растерявшее всё то хорошее, за что ценили первую часть. Кто-то, конечно, наверняка насладится процессом воспитания малолетнего супергероя, но и таким игрокам придётся усердно закрывать глаза на то, как топорно разработчики продвигают свою идеологию.
    Источник

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.

    19 − одиннадцать =